Пиво Словении
Каждое государство отличается от других своим климатом, рельефом, культурой, а также традициями. В том числе, алкогольными предпочтениями. Есть страны, условно говоря, «винные», есть «пивные», есть такие, где пьют в основном крепкие напитки. Словения, когда-то бывшая частью Социалистической Югославии, совсем небольшое государство, зажатое между Австрией, Италией и Венгрией с Хорватией. Австрийцы на севере имеют славные пивные традиции, итальянцы на западе, конечно, виноделы. Так что, словенцы занимают промежуточное положение. Здесь есть и масса виноградников, но и пиво также пользуется огромной популярностью. И вот именно с пивом в стране сложилась весьма интересная ситуация. Из югославского наследства Словении достались два огромных пивных завода: Лашко и Унион (Lasko, Union). Унион располагается прямо в столице страны – Любляне, Лашко находится на берегу горной речушки в провинции. Но оба завода имеют примерно одинаковую мощность и производят сравнимое количество пива. Так что, жители страны поделились на две команды – любителей продукции Унион и фанатов Лашко. Это немного напоминает футбольных болельщиков, поскольку у пивных «команд» тоже есть свои речевки-кричалки, свои фирменные цвета и, конечно же, агрессия или презрение (зачастую - показные, нарочитые) по отношению к другой группе. Но самая ирония заключается в том, что оба завода выпускают ассотимент, похожий до неразличимости! Иначе говоря, по большому счету, между пивом Унион и пивом Лашко нет такой большой разницы. Конечно, каждый из производителей варит несколько сортов, но по большей части, разница между ними, скорее, маркетинговая, чем вкусовая. Особо пикантная деталь, малоизвестная даже самим жителям Словении, в том числе, любителям пива из обоих лагерей, заключается в том, что оба завода принадлежат одной и той же финансовой группе. То есть, у них, по сути, один владелец. Вот, наверное, его забавляет эта, пусть и полуигровая, показная, вражда между приверженцами Унион и Лашко! Надо сказать, что такая, не совсем нормальная для рыночной экономики, ситуация, очень напоминающая монополию, не может сохраняться долго. И примерно с 2010 года в стране начали бурно развиваться частные мини-пивоварни. Чтобы успешно конкурировать с двумя словенскими монстрами, они сделали ставку на особые сорта пива, рассчитанные на истинных любителей этого напитка: различные виды эля и стаута, пшеничное пиво, нефильтрованное, некоторые летом даже варят фруктовое пиво. За короткий срок этим небольшим заводикам удалось отвоевать у Лашко и Униона 10% пивного рынка, что представляется большим успехом. Думается, что и дальше рынок пива в Словении будет развиваться в этом же направлении: больше пива, хорошего и разного!